Краудфандинг для медиа-проектов: готовьтесь заранее, просите правильно, поддерживайте контакт

О том, как «краудфандить» на медиа-проекты, рассказала на форуме Media Viability в Тбилисси фотограф и  продюссер мультимедиапроектов Ольга Кравец. Публикуем некоторые тезисы выступления

Подготовка к запуску кампании

Выберите модель. Есть модель «патронажа», она больше подходит для общественных организаций, её суть в том, что люди, которые жертвуют свои финансы,  ничего не ждут в обмен — просто тема, которой вы занимаетесь, им близка и важна. Есть модель займа – она для бизнеса, но кто-то может решиться и на неё. Модель «за подарки» — то, что ваши преданные фанаты, могут унести с собой домой и гордиться. Модель «инвестиция» потенциально может работать со СМИ — если ваш проект покажется интересным разным людям, они могут захотеть вложиться в него.

Выберите платформу, на которой будете просить поддержку. Если речь о локальной истории, то вряд ли пригодится международная платформа. Если речь о чем-то глобальном, то важно заранее понять, где будет размещаться хостинг, кто, как и где будет платить налоги с собранных денег, как они попадут к вам и прочие вещи. Проведение расследований, создание контента, поддержка медиа – все облагается налогами. Изучите нюансы запуска краудфандинговых кампаний на разных платформах. Определитесь с тем, сколько дней будет длиться ваша кампания (стандартная практика различных платформ – 30, 60, 90) Решите, хотите ли вы «все или ничего» либо любую сумму.

Пропишите план продвижения. Заручитесь поддержкой — доставайте свои блокноты, открывайте цифровые базы контактов и ищите тех, кто может помочь. На этом этапе — не деньгами. Ищите тех, кто-то может поделиться информацией с друзьями,  добавить её в рассылку, опубликовать что-то в СМИ.

«Нам очень помог ныне покойный Антон Носик, — рассказывает Ольга Кравец. — Его подписчики просто «сломали» сайт, на котором размещалась краудфандинговая кампания. Подозреваю, что им было просто любопытно, кто эти девочки, которые у Чечню ездят. Ну и кто-то впечатлялся и давал денег».

Важно, что ваши партнеры, дружественные СМИ и друзья не писали о вас одновременно, чтобы не надоедать аудитории. В публикациях непременно пошагово объясняйте людям, как платить. И — просите правильно.

«Очень важно правильно просить, — говорит Ольга Кравец. — Если вы просите на зарплату для журналистов, то люди будут думать, что случится, когда деньги закончатся. Но если вы спросите о том, хотят ли люди получать более качественные новости, эффект будет другим».

После старта кампании

Важно морально вкладываться в проект. В качестве примера Ольга Кравец привод краудфандинговую кампанию известного украинского фотографа Максима Дондюка для проекта «Crimea Sich» (фильм о детском лагере в Крыму). Для успеха были все составляющие, но человек просто вывесил проект на краудфандинговую платформу и стал ждать, когда посыплются деньги, не вложив в дело никакого морального усилия. Кампания провалилась.

Привлекайте жертвователей в союзники. Пусть они также начнут распространять информацию о проекте, привлекая новых сторонников.

Когда деньги собраны

Поддерживайте контакт с участниками кампании. Рассказывайте, как идут дела, как продвигается реализация проекта.

«Нет ничего страшного, если вы задерживаете обещанное, — говорит Ольга Кравец. — Но нужно поддерживать контакт с вашими жертвователями. Объяснять им, что случилось. Обновлять статус проекта на платформе, чтобы не было огромной дыры, пустоты».

Используйте свой успех для развития: «Сегодня краудфандинг становится институциональностью, лакмусовой бумажкой для инвесторов: «У этих чуваков получилось, значит, в них можно вложить»».

***

Примеры успешных крауфандинговых кампаний в медиа, приведённые Ольгой Кравец:

***

Источник: mediakritika.by

,