Не преувеличивайте и не спешите. Как разорвать цепочку фейков

Тезисы статьи American Press Institute. Уровень доверия к журналистике достиг исторического минимума. Хуже времени для журналистских ошибок не придумаешь. SilaMedia опубликовала перевод статьи Джейн Элизабет о том, как разорвать цепочку фейков. Мы выбрали из неё самое (на наш взгляд) главное.

Don’t give up on the fact-resistant: Tips to break the grip of misinformation

Перестаньте гиперболизировать. Если будете преувеличивать, люди, особенно сторонники героя материала, отвернутся от вас (а ещё гиперболы могут использовать против вас — прим. «ЧС»). Видео Vox начинается со слов: «Дональд Трамп сделал около 500 ложных заявлений за первые 200 дней своего пребывания в должности… Он превратил новостные агентства в штатные фактчекинговые организации». На самом деле никто не знает, сколько ложных заявлений Трамп сделал: никто не проверяет каждое его высказывание, каждый твит. Фактчекинг показал, что не все проверенные высказывания оказались ложными: часть слов вырвана из контекста, частично фразы путаны по структуре — хотел сказать одно, а получилось другое.

Перестаньте клевать на фальшивые новости. Научитесь распознавать подделки.

Не спешите. Традиция сначала выпустить любой материал, а после сделать подробный, несёт больше вреда, чем пользы. Аудитория у таких историй меньше, чем у первых фейковых, но ущерб уже нанесён — читатели запомнят вас как ненадёжный источник. Вытесняйте из ленты новостей чужие фейковые истории своими, основанными на фактах.

Пересмотрите источники информации. Это раньше комментарии из Белого дома (замените на краевое правотельство, областную администрацию, etc. — Прим. «ЧС») были показателем того, насколько хорошо журналист изучил вопрос. Сейчас это не работает: «Чиновники как приклеенные держатся своих тезисов, неважно — точных или нет».

Относитесь к опросам со скептицизмом. Важно, чтобы журналисты не только читали результаты опросов и голосований, но и задавали вопросы. Какова была выборка? А демография? Предел погрешности? Откуда взялись респонденты? Из биржи фрилансеров, онлайн-опроса или университетских классов? Насколько конкретно формулировались вопросы?

Будьте прозрачны во всём: вплоть до информации в профиле. Если читатель захочет посмотреть источник новости или материала — дайте ему такую возможность.
«Последовательное выполнение этих правил может изменить ситуацию, и упорная работа по проверке фактов и ответственность журналистики окажет реальное воздействие на мир сегодня или в 2020 году», — заключает автор статьи.

***

Читайте также памятку по фактчекингу

,