Не верь, не бойся и спроси. Рекомендации по верификации пользовательского контента

Автор — Дуглас Арелланес, сооснователь sourcefabric.org, крупнейшего в Европе разработчика инструментов новых медиа для СМИ.

Поймите, является ли контент оригинальным. Стоит проверять публикации, которые ссылаются на другой веб-сайт, и докапываться до первоисточника.

Убедитесь, что пост не является фальшивым. Например, вот этот сайт позволяет фабриковать твиты. Обманщики часто используют ретвиты для создания фальшивого твита.

Проверьте подлинность профиля. Убедитесь, что профиль пользователя, опубликовавшего ту или иную информацию, фото или видео не является фальшивым. Есть ли у него другие сообщения, посты, загруженные видео? Чему они посвящены? Сколько их? Сколько у пользователя друзей? Есть ли он в списках друзей тех, кому вы доверяете (можно попытаться подтвердить через них подлинность пользователя)? Какую информацию он указал о себе (например, есть ли ссылки на профили в других соцсетях)? В идеале, следует связаться с источником и задать ему вопросы лично.

Верифицируйте изображение на фото. Есть ли на фото достопримечательности или иные характерные элементы, которые позволяют провести геолокацию (читайте также нашу инструкцию по этой теме)? Совпадают ли погодные условия, которые можно идентифицировать по фото, с реальной погодой в этот день в этом месте (можно найти погодные архивы в интернете, также на сайт www.wolframalpha.com по запросу «what was the weather in /место/ /дата/» выдает информацию о температуре, облачности, изменении погоды)? Есть ли геометки у твита? Существует ли вид улицы в GoogleMaps для этого места, совпадает ли он с тем, что видно на фото? Совпадают ли данные с EXIF с временем и местом события, о котором сообщает пользователь? Было ли фото отредактировано (можно проверить, в частности, с помощью сервиса FotoForensics)?

Верифицируйте видео. Проверьте штамп даты и времени в YouTube в формате Pacific Standard Time (иногда видео оказывает загруженным до того, как событие произошло). Где находится человек, загрузивший видео, судя по истории аккаунта? Производил ли пользователь чистку видео или загрузил исходник? Если на видео есть логотип, везде ли он присутствует? Все ли фрагменты видео одного качества? Можно ли найти это видео в Twitter или Facebook по уникальному коду (в YouTube и Facebook уникальный код находится между буками «v=» и следующим символом «&» в адресе)? Использует ли загрузивший видео пользователь в письменном тексте сленг или диалект, который можно опознать в закадровом тексте видео?

Главное правило при использовании пользовательского контента: никогда не доверяйте источникам без проверки, будь они свидетелями, жертвами или представителями властей. Первоисточники могут подпитываться эмоциями, формировать плохой памятью или ограниченным кругозором.

***

Источник: публикация «Верификация пользовательского контента: советы, онлайн-инструменты для медиа» в «Новом репортёре»