практикум-интенсив
ПО | КРАЮ
Осенью 2023 года «Четвёртый сектор» провел эксперимент — обучающий проект без лекций и вебинаров. Мы подвели итоги и делимся рекомендациями для тех, кто также реализует менторские, стажерские, наставнические программы для начинающих журналистов.
Осенью 2023 года «Четвёртый сектор» провел эксперимент. Мы отобрали 14 человек без опыта или с минимальным опытом в журналистике. В течение нескольких месяцев они работали с менторами над своими текстами. В проекте не было теоретических лекций и вебинаров (почти), только практика.

Эксперимент завершился, и мы подводим итоги. Из 14 участников и участниц эксперимента к финалу с собственными текстами вышли 6 человек. Это меньше, чем мы ожидали, но и негативный опыт -- тоже опыт. Мы делимся им с теми, кто также реализует менторские, стажерские, наставнические программы для начинающих журналистов.
Вот тексты, которые выпустили наши авторы
Ейские серферы вспоминают Бориса Немцова, рефлексируют о свободе и игнорируют войну через залив
Рассказывают сотрудники нефтегазовых компаний
Как война и санкции отразились на жизни Набережных Челнов, где всё и все зависят от КамАЗа
ASTRA публикует истории мужчин, сумевших сбежать из «ДНР», несмотря на военное положение и запрет на выезд
Как сын погибшего в 1990-е предпринимателя разбирался с прошлым своей семьи
Восемь тем авторы не смогли довести до публикации, хотя какая-то работа была проделана. К сожалению, не увидели свет тексты про то, как:


  1. волгоградский совет ветеранов продавливает референдум о переименовании города в Сталинград,
  2. угасает чувашский язык -- на фоне роста интереса к нему,
  3. жители челябинского поселка борются за свое селение, испытывающего негативное влияние открытого здесь рудника;
  4. неявные предрассудки формируют дискриминацию по этнической принадлежности;
  5. живут люди в «гостинках» Владивостока;
  6. медведи нападают на людей в иркутском нацпарке;
  7. иностранные студенты сталкиваются с ксенофобией;
  8. читинские кладбища переполняются.
Кто участвовал в проекте в качестве менторов и кураторов
  • Анастасия Сечина
    в проекте будет координатором и редактором
    Основатель и координатор медиаинициативы «Четвёртый сектор». Редактор спецпроектов в медиа «Говорит НеМосква»
  • Оксана Силантьева
    в проекте будет помогать создавать траектории
    Основатель и руководитель лаборатории мультимедийного опыта «Силамедиа»
  • Елена Жолобова
    в проекте будет ментором
    Журналист и редактор медиа «Новая вкладка»
  • Владимир Соколов
    в проекте будет ментором
    Сооснователь медиаинициативы «Четвёртый сектор». Редактор платформы «Грибница»
  • Ольга Проскурнина
    в проекте будет ментором
    Главный редактор журналов «Деньги» и «Отдел культуры» на платформе «Republic»
  • Елизавета Чухарова
    в проекте будет ментором
    Журналист и редактор, сотрудничает с «Open Media Caucasus» и «ASTRA»
  • Евгения Сибирцева
    в проекте будет ментором
    Журналист и редактор, сотрудничает с «Новой вкладкой» и «Четвёртым сектором»
Как всё было устроено
  • Мы отбирали пишущих людей, но не профессиональных журналистов.
    Нам было достаточного любого опыта — ведение блога, очерки «в стол», медиазадачи в НКО, учеба на журфаке и практика в медиа. Участвовать могли только те, кто находится в России, в приоритете были заявки от участников и участниц из регионов. При отборе мы обращали внимание на то, как человек формулирует мотивацию и какие предлагает темы. Отобранные в шорт-лист люди люди должны были сделать небольшое тестовое задание.
  • Отобранные участники распределялись по менторам и начинали работу над своим текстом
    Куратор помогал создать питч, наметить план и двигаться по нему. Успехи и трудности мы обсуждали каждую неделю на онлайн-встречах. В идеале мы планировали за первый месяц собрать всю информацию для публикации, за второй -- написать, доработать, отредактировать и выпустить текст. В идеале работа каждой пары должна была закончиться публикацией текста в медиа.
  • Разговор о том, куда дальше

    Финалом проекта стал разговор о выстраивании собственной профессиональной траектории в медиа и серия персональных консультаций на эту тему.

Что из этого вышло
  • Мы отбирали пишущих людей, но не профессиональных журналистов.
    Нам было достаточного любого опыта — ведение блога, очерки «в стол», медиазадачи в НКО, учеба на журфаке и практика в медиа. Участвовать могли только те, кто находится в России, в приоритете были заявки от участников и участниц из регионов. При отборе мы обращали внимание на то, как человек формулирует мотивацию и какие предлагает темы. Отобранные в шорт-лист люди люди должны были сделать небольшое тестовое задание.
  • Отобранные участники распределялись по менторам и начинали работу над своим текстом
    Куратор помогал создать питч, наметить план и двигаться по нему. Успехи и трудности мы обсуждали каждую неделю на онлайн-встречах. В идеале мы планировали за первый месяц собрать всю информацию для публикации, за второй -- написать, доработать, отредактировать и выпустить текст. В идеале работа каждой пары должна была закончиться публикацией текста в медиа.
  • Разговор о том, куда дальше

    Финалом проекта стал разговор о выстраивании собственной профессиональной траектории в медиа и серия персональных консультаций на эту тему.

Публикации в тему по итогам проекта
Говорим с редактором Republic Ольгой Проскурниной про наставничество в журналистике
Ментор и стажёр — об опыте совместной работы над текстом
Основные трудности, с которыми мы столкнулись
  • Мотивация участников и участниц
    Многие менторы отмечают как самую главную проблему мотивацию участников. Кто-то пропал с радаров, не сделав вообще ничего. Кто-то сделал что-то и тоже пропал. Кто-то сделал многое и всё равно пропал, не дойдя до финала. Где-то приходится «из болота тянуть бегемота». Кто-то сначала пропадал, а потом не находил в себе силы вернуться к работе из-за чувства вины и стыда.
    1
  • Процедура отбора участников
    На этапе отбора плохо «просекаем» (видимо), мотивацию участников, это приводит к тому, что в проекте оказываются пассивные и слабо мотивированные участники.
    2
  • Формирование менторской команды
    Не у всех менторов получилось довести своих подопечных до текста. Конечно, мало данных для того, чтобы на основе двух потоков делать выводы, и критериев, влияющих на финальный результат, много, но в двух потоках всё-таки выделяется работа одного конкретного ментора, у которого все подопечные дошли до финала и почти вовремя. У остальных были проблемы, в той или иной степени. Возможно, так просто сложилось. Возможно, есть какие-то менторские секреты и лайфхаки, которые позволяют более эффективно выстраивать взаимодействие с подопечным, поддерживать его, мотивировать. И учиться менторству стоит так же, как мы учимся всему остальному.
    3
  • Распределение участников по менторам
    Не ясно, как распределять участников, если, допустим, одного участника в равной степени будут хотеть взять два ментора. Непонятны принципы, по которым тому или иному участнику присваивается тот или иной ментор.
    4
  • Понимание на старте
    Участникам не хватило «дорожной карты» на старте с более четким представлением о том, что предстоит и сколько времени это потребует.
    5
  • Сроки проекта
    Трех месяцев на работу со сложным лонгридом, в основном, не хватило. У кого-то работа растягивалась до 5-6 месяцев. Вероятно, это было обусловлено тем, что мы замахивались сразу же на лонгрид («Слишком большой объем работы для человека, который никогда этим не занимался. И этот большой объем пугает участников») и затяжной характер работы. На это наслаивались личные сложности, параллельная основная занятость, что приводило к прокрастинации, падению духа, падению мотивации, усталости и, в конечном счёте, участники либо вообще бросали начатое, либо серьёзно срывали сроки.
    6
  • Общие созвоны
    Затянутость созвонов («Хотелось бы так организовать обсуждение, чтобы укладываться в час», «Некоторые созвоны были очень долгими», «Тайминг общих созвонов был затянутым и не всегда предсказуемым»), содержание созвонов. На первом потоке участники отмечали, что слушать отчёт других участников о проделанной работе любопытно, но всё-таки это мало относится к тебе, и ближе к концу фокус теряется, что снижает качество обратной связи для тех, кто в конце.
    7
  • Теоретическая часть
    Не хватило теории. «Мне не хватило теоретической части. На мой взгляд, можно было сделать небольшие мастер-классы/лекции на какую-то определённую тему от менторов. Например в одну неделю Анастасия рассказывает особенности жанра интервью, во вторую неделю Ольга рассказывает про колонки и предлагает написать свою небольшую», «Стоит раскрывать поподробнее некоторые прикладные аспекты. И больше рассказать про инструментарий и работу с ним», «Конечно, будет здорово, если в будущем у проекта появится учебник. Это может быть базовый курс журналистики для нежурналистов и начинающих журналистов или, что кажется более подъемной задачей, справочник, как написать лонгрид, куда войдут теория, рекомендации журналистов и примеры материалов».
    8
  • Взаимодействие с ментором
    Не хватило развернутой обратной связи («Во взаимодействии с ментором не хватило более развёрнутой обратной связи. Хотелось услышать, где хорошо, а над чем стоит поработать. На этапе сбора фактуры для текста я получала только сообщения вроде «всё отлично, мне нечего добавить», но мне казалось, что я мыслю как дилетант, что можно сделать что-то лучше, интереснее и другим путём. Наверное, именно этого не хватило»)
    9
In free media we trust