Если вы готовите текст, который выйдет в конкретном СМИ — проблемы нет. У этого СМИ, вероятно, есть отлаженные способы получения фидбэка от читателей и свои правила на этот счёт. Однако если вы выпускаете автономный проект, могут возникнуть сложности. Обычно велик соблазн попытаться вовлечь аудиторию — присылайте истории, сообщайте о фактах, делайте то или это. Почему бы не вовлечь? Форму обратной связи поставить несложно!
Однако, не спешите. Ответьте прежде на несколько вопросов.
Первый вопрос: у вас есть ресурсы, чтобы дальше с результатами этого интерактивного вовлечения работать? Любой интерактив обрекает вас на дополнительный труд. Например, в проекте
Мы принимаем мы попросили читателей присылать свои истории. Люди откликнулись и присылали, но обработка историй и доведение их до печатной версии занимали немало времени.
В проекте
Обвинительные клоны также призвали делиться историями неправосудного обвинения. При этом на вопрос, кто и как будет с этими историями дальше работать, ответа изначально не дали — решение как раз в духе «ввяжемся в драку, а там разберёмся». В отличие от «Мы принимаем», где нужно было только составить монолог из ответов читателя и «причесать» его, изучение материалов уголовного дела, сбор доказательств невиновности персонажа — очень трудоёмкий процесс.
Словом, если вы всё-таки решили запускать интерактив, определитесь сразу, кто будет отвечать за его обработку. Например, целью интерактива в проекте
Не издержки мы сделали сбор волонтёрской команды на второй этап мониторинга, и ответственность за это взяла на себя Московская Хельсинкская группа.
Второй вопрос: зачем вам вообще интерактив? Ответ напрямую зависит от того, кто является целевой аудиторией проекта и что является его основной задачей. Если вы изначально с этим не определились, то и с интерактивом возникнут проблемы. Например, если главная цель проекта — собрать ещё истории, то призыв к аудитории будет понятен и оправдан. А если главная цель — просветительская и к тому же реального ресурса для того, чтобы работать с обратной связью у вас нет — не стоит и начинать.
Третий вопрос: вы уверены, что аудитория откликнется? Уверены, что ваш метод вовлечения сработает? Например, мы хотели сделать проект
Неочевидные жертвы коронавируса каналом сбора фактов, которые можно было бы «дарить» редакциям разных регионов. Нам казалось, что принцип «единого окна» или «распределительного центра» сработает, но мы ошиблись. Люди почти не откликнулись на призыв. Оказалось, им проще рассказать о проблеме либо уже знакомому СМИ своего региона, либо на своей страничке в социальной сети. Возможно, всё бы получилось, если бы мы поставили сбор информации основной целью проекта, не ограничились вставкой формы обратной связи и дополнительно продумывали способы вовлечения аудитории.